Ақмола облысы білім басқармасының "Ерейментау ауданы, Ерейментау қаласы, №2 психологиялық-педагогикалық түзету кабинеті" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Кабинет психолого-педагогической коррекции №2, город Ерейментау, Ерейментауский район" управления образования Акмолинской области

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие и освоение речи детей с ЗПР ( Мастер класс)

06.04.2018

 

КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции №2,

город Ерейментау, Ерейментауского района» управления образования Акмолинской

области

                                                                                            

 

 

 

 

 

Развитие и освоение речи детей с ЗПР

 

 

 

Мастер класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-логопед

Гашек В.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

 

Тема мастер

класса:  Развитие и освоение речи детей с

ЗПР

Тема открытого занятия

"Продукты питания"

Задержка психического развития (ЗПР)

— это замедление темпа развития психики, которое выражается в нехватке общего

запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании

игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

В

качестве причины задержки психического развития могут выступать:

·             

Нарушения конституционального

развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и

психическому развитию отставать от сверстников — так называемый гармонический

инфантилизм.

·             

Различные соматические заболевания

(физически ослабленные дети).

·             

Поражения центральной нервной

системы. У таких детей происходит значительное снижение работоспособности,

памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета

и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Что происходит?

При

рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Первые тревоги

у родителей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и

когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал.

В

одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной

сферы Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и

соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью

реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и

недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют

много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной

деятельностью.

В

других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития

интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости,

страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы,

самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом

привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более

правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а

из-за трудностей обучения.

Лечение

Практический

опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки

развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом

очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе

обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а

имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям,

в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других

детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за

квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к

врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное

воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые

соответствуют состоянию ребёнка.

Речевое развитие

Характерным

признаком нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой

патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов

речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими

особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в

целом. 

Устная речь детей с

ЗПР удовлетворяет потребности повседневного общения. Как правило, в ней нет

грубых нарушений звукопроизношения. А наблюдается некоторая смазанность,

нечеткость дикции, примитивность грамматических и синтаксических конструкций.

Этим детям требуется больше времени и тренировочных упражнений для закрепления

звука, более длительный последующий контроль, именно у этих детей из-за

недостаточного контроля (самоконтроля, как правило, вовсе нет) происходит утеря

поставленного звука и возврат к неверному произношению.

Словарный запас у

этих детей узок, ограничен обиходно-бытовыми рамками. Дети с ЗПР не могут

описать свои представления. Причиной является то, что дети с ЗПР испытывают

затруднения в переводе своих зрительных впечатлений или представлений в

словесную форму по причине ограниченного словарного запаса.

Фонетика - у детей

данной категории затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных

звуков, т.к. этот этап требует интеллектуальных усилий - мыслительных операций

анализа, синтеза, сравнения.

Фонематический слух -

нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина, видимо, в нарушении

межанализаторных связей.

Грамматический строй

- характерна стойкая дизорфография, стойкое неусвоение орфографических правил.

Связная речь

характеризуется активным жестикулированием, ребенок как бы говорит руками - ему не хватает слов. В рассказе нет ни имен главных

героев, ни места и времени событий, постоянные повторы, возврат к уже

высказанному.

 

Логопедическая работа

В

связи с тем, что у детей с ЗПР ведущим нарушением является недоразвитие

познавательной деятельности, весь процесс работы должен быть

направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,

абстрагирования, обобщения. 

Принципы

коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющим задержку психического

развития:

·    

максимальная коммуникативная направленность всех

логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и ребенка;

·    

активизация мыслительной и речевой  деятельности;

·    

использование на логопедических занятиях всех

видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

·    

четкие инструкции, конкретные целевые установки,

постепенное их нарастание и усложнение;

·    

учет индивидуальных особенностей  и темпов психической деятельности;

·    

использование игровых  и занимательных приемов работы

·    

выразительная речь педагога с понижением и

повышением голоса;

·    

необычность, новизна предметов и явлений;

·    

чередование напряжения и расслабления;

·    

эмоциональная насыщенность занятий, большой объем

образного материала;

·    

разнообразие содержания  и видов деятельности;

·    

необходимо постоянное управление вниманием.

В своей работе  с детьми я стараюсь придерживаться данных

принципов, прежде всего стоит отметить эмоциональную составляющую занятий.  Сегодня все чаще исследователи обращают

внимание на такой немаловажный аспект педагогической деятельности, когда

учитель выступает активным агентом влияния на эмоциональное самочувствие

ребенка. Так умение вызвать у учащихся определенные эмоции в ответ на

эмоциональные проявления учителя определяют особенности педагогического

воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе, мобилизуют

учащихся, активизируют их интеллектуальную и учебную активность. О.К. Тихомиров

отмечал, что эмоции выступают в роли ключевого координатора умственной

деятельности.

Цель

занятия:

познакомить детей с продуктами питания

Задачи:

— развивать общую, мелкую и

артикуляционную моторику детей;

—вырабатывать правильное речевое

дыхание

—обогащать и активизировать

словарный запас детей

—развивать познавательные

процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)

— воспитывать у детей умение

внимательно слушать друг друга.

Ход занятия:

1. Дыхательная гимнастика.

Источником

образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через

гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание

обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания

нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и

интонационной выразительности.

Игра на

выработку речевого выдоха.

Цель: развитие

плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Необходимые материалы - перчатка,

стакан, соломенная трубочка.

Задача: подуть в

трубочку и при помощи выдоха надуть перчатку.

2.

Пальчиковые шаги

- упражнения на развитие мелкой моторки.

Пальчиковые

игры — они развивают ловкость, подвижность, творческие способности,

внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное

напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше

говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию

движений, скорее успокаиваются после стресса.

Картинка

"Угости обезьянку бананом"

Обезьяна

два банана

Кушала

на ветке -

Я

не жадина, один

Подарю

соседке!

Прошли пальчиками по дорожке 

и сказали обезьянке:  "Кушай

банан!"

3.  Артикуляционная

гимнастика с Машей (карточки с изображением Маши из м/ф "Маша и

медведь") - артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать

мышцы артикуляционного аппарата, в результате чего развитие речи происходит

быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение.

Артикуляционные

уклады, которые дети выполняют переворачивая картинку с изображением героини

м/ф "Маша и медведь" - "Вкусное варенье",

"Качели", "Слоник", "Часики",  

4.  Сенсорная коробка- закрепление

цветовой палитры.  Поиск карточек с

изображением цветов -  синий, красный,

зеленый, желтый.

5. Игра "Супермаркет" -

необходимо положить в корзинку  продукты,

указанные в списке покупок.

6.  Игра "Стакан сока" - перед детьми

на столе лежат муляжи  фруктов/овощей. Логопед

показывает картинку, детям необходимо по картинке показать фрукт или овощ,

затем вместе назвать прилагательное (сок из яблок - яблочный, сок из апельсина

- апельсиновый, сок из томата - томатный)

7.

Дид игра "Найди тень" 

Нужно подобрать к каждой тени свой овощ/фрукт.

8.  Физ. минутка - игра с воздушными шариками

на  выработку фразы: "Пока,

лети!"

По итогу занятия цель была

достигнута и закреплена ответами детей у доски, на которой были закреплены

картинки с изображением продуктов питания - хлебобулочные изделия, фрукты,

овощи.

Следует отметить,

 что выстраивая систему занятий, необходимо

особое внимание уделять таким аспектам как: обеспечение мотивационной стороны

деятельности ребенка; формирование психологической базы речи; развитие

различных форм познавательной деятельности.

     

Просмотров: 307

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст